Высокие отношения

Доля российских клиентов в бизнесе украинского двигателестроителя "Мотор Сич" снижается в частности из-за того, что украинская компания увеличивает объемы работы с партнерами из других стран. Однако производитель признает, что пока больше половины полученного дохода приходится на партнеров из России. Одним из препятствий расширения сотрудничества с российскими компаниями в "Мотор Сич" называют чрезмерно сложную структуру управления некоторых сегментов отечественной авиастроительной отрасли.

Oдин из крупнейших поставщиков вертолетных двигателей — "Мотор Сич" в течение многих лет оставался значимым партнером для ряда вертолетостроительных российских заводов, а также эксплуатантов этой техники. Стремление к интеграции с российской авиастроительной отраслью не раз порождало предположения о включении компании в российские структуры, объединяющие производителей авиационной техники, в частности в Объединенную двигателестроительную корпорацию. Однако по различным причинам до столь тесного сотрудничества так и не дошло — "Мотор Сич" по-прежнему остается независимой компанией.
В прошлом году доход от реализации продукции, работ и услуг компании составил 3740,4 млн грн, или около 473 млн долл., — такие данные были озвучены в конце марта. 59,4% от этой суммы пришлось на заказы от российских компаний, а 31,4% — на предприятия Китая, Алжира, ОАЭ, Индии. На российском рынке наиболее значительными по объемам выступают контракты на поставку серийных вертолетных двигателей ТВ3-117 различных модификаций, а также ВК-2500 и АИ-9В. Крупнейшие заказчики компании "Мотор Сич" в России — Казанский вертолетный завод, Улан-Удэнский авиазавод, "Климов", Кумертауское авиационное производственное предприятие, Ростовский вертолетный завод, "Ильюшин Финанс Ко.".
Несколько лет назад чиновники заявили, что вертолетные двигатели, которые поставляются украинской компанией, будут самостоятельно собираться российскими производствами. Однако эту идею не удалось реализовать; обойтись без этого партнерства сейчас невозможно как российской, так и украинской стороне. Глава "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев говорит о том, что развитие этого сотрудничества сейчас усложняется чрезвычайно запутанной структурой управления вертолетостроительным сегментом отрасли. В администрировании задействованы сразу несколько структур — "Вертолеты России", Оборонпром, Рособоронэкспорт и Ростехнологии. По словам Богуслаева, столь сложное администрирование в итоге затрудняет взаимодействие между предприятиями. Особую критику со стороны генерального директора "Мотор Сич" вызвала Вертолетная сервисная компания (входит в структуру "Вертолетов России"), через которую должно вестись "централизованное снабжение вертолетостроительных предприятий России покупными комплектующими изделиями и материалами". По мнению Богуслаева, компании, которые работают на этом рынке уже давно, знают своих партнеров, поэтому дополнительное звено в их взаимоотношениях не нужно.
Несмотря на сложности в кооперации украинского предприятия с российскими партнерами, "Мотор Сич" рассчитывает увеличить свое присутствие на российском рынке. Стремясь расширить собственный бизнес, украинская компания сейчас наращивает свои мощности не только по производству, но и по проектированию и разработке новых двигателей. Одной из конструкторских работ компании стал двигатель МС-500, предназначенный, в частности, для вертолетов "Ансат". Первый двигатель должен быть создан уже в этом году, он будет передан на Казанский вертолетный завод. В перспективе МС-500 будет собираться совместно на Украине и в Казанском моторостроительном производственном объединении. Уже подписано соответствующее соглашение с администрацией Татарстана, также передана часть чертежей для сборки. Еще одно новое направление сотрудничества — двигатель Аи-450 для вертолетов Ми-2М и Ка-226. Первый двигатель уже передан Роствертолу, еще два двигателя, предназначенные для сертификационных испытаний, предприятие должно получить в ближайшие месяцы.

Читайте также:  Перспективы соосной схемы

About the Author

Top.Mail.Ru